Кадровый дефицит остается одной из главных проблем для российского бизнеса. Русская Школа Управления опросила HR-специалистов и управленцев и выяснила, как компании ищут и нанимают сотрудников в условиях нехватки квалифицированных специалистов.
Ставка на внешний рынок и кадровый резерв*
90% компаний закрывают ключевые вакансии через открытый рынок труда: публикуют объявления, просматривают резюме, активно привлекают соискателей. Но это далеко не единственный инструмент, который они используют. Большинство действуют сразу в нескольких направлениях.
Например, работодатели все чаще обращают внимание на внутренние ресурсы: 73% продвигают собственных сотрудников на ключевые позиции. Это позволяет не только закрыть кадровые потребности, но и повысить лояльность персонала.
Среди основных источников пополнения команды бизнес также отмечает:
- 
	
программы стажировок и подготовки молодых специалистов — 23%,
 - 
	
переманивание у конкурентов — 22%,
 - 
	
возвращение бывших сотрудников — 21%,
 - 
	
работу с кадровыми агентствами — 13%,
 - 
	
привлечение фрилансеров и временных специалистов — 11%.
 
Что работает в условиях высокой конкуренции за кадры
Наиболее эффективными каналами поиска кадров компании называют: *
- 
	
онлайн-платформы (hh.ru, Superjob и др.) — 83%,
 - 
	
внутренние рекомендации сотрудников — 66%,
 - 
	
собственные базы кандидатов и кадровый резерв — 26%,
 - 
	
профессиональные сообщества и мероприятия — 24%,
 - 
	
сайт компании — 19%,
 - 
	
кадровые агентства и участие в вузовских программах — по 17%.
 
Социальные сети пока не стали массовым инструментом подбора (с ними активно работают 13% респондентов), а технологии на базе AI и HR-tech используют только 4% работодателей.
 
Рекомендации сотрудников — важный инструмент
47% компаний уже предлагают сотрудникам бонусы за рекомендации кандидатов (36% — фиксированную сумму, 9% — в зависимости от уровня позиции). Почти половина (49%) пока не внедрили такую практику, но планируют.
Лишь 6% прямо заявили, что не собираются использовать этот инструмент.
Возврат уволившихся — нормальная практика
Острая конкуренция на рынке труда делает компании более гибкими: 84% работодателей допускают повторный найм бывших сотрудников. Из них:
- 
	
30% принимают ценных специалистов без лишних вопросов,
 - 
	
36% — только в исключительных случаях,
 - 
	
18% не только принимают, но и сами предлагают сотрудникам вернуться.
 
Лишь 16% не поощряют возвращения в команду тех, кто уже увольнялся.
 
Кого ищут и что ценят при найме*
В условиях нехватки кадров компании все чаще смотрят на потенциал сотрудников и развитые мягкие навыки. Однако профессиональный опыт остается в приоритете — его отметили 81% участников исследования. Далее по значимости:
- 
	
мотивация и заинтересованность — 74%,
 - 
	
обучаемость и гибкость — 73%,
 - 
	
личностные качества — 64%,
 - 
	
соответствие корпоративной культуре — 38%,
 - 
	
образование и сертификаты — 30%.
 
В исследовании приняли участие 1253 человека: представители компаний из разных отраслей бизнеса. Опрос проводился во всех федеральных округах РФ.
*Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.
